Законодательные интернет-инициативы — 2015 

Результаты опроса, проведенного РАЭК в рамках исследования «Экономика Рунета 2013-2014» год назад, показали, что законотворческий процесс в сфере Рунета до сих пор происходил при очень слабом участии индустрии.

В 2015 году важной тенденцией в области взаимодействия государства с интернет-отраслью стало учреждение в марте 2015 года АНО «Институт развития интернета» (ИРИ), что стало продолжением идей и предложений, озвученных интернет-отраслью и поддержанных государством в октябре 2014 году ходе RIW 2014 (Russian Interactive Week) и долгосрочной программы развития российской части информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и связанных с ней отраслей экономики. В тоже время, эта тенденция пока не нашла отражения непосредственно в законодательстве, созданном с участием отрасли. Принятие таких законов ожидается только в 2016 году.
Очевидная смена вектора законодательных инициатив 2014-2015 годов была продиктована сложной геополитической ситуацией, взаимными санкциями и необходимостью обеспечить цифровой суверенитет РФ, а также  ограничить информационную и технологическую зависимость нашей отрасли высоких технологий от зарубежных стран.

Важной вехой в развитии регуляторной среды стало противодействие концепции так называемой «Глобальной лицензии», и «Налогу на интернет», где впервые с единой позицией выступили как представители интернет-индустрии, так и телекоммуникационные компании, и значительная часть правообладателей и производителей контента. Такой опыт позволил перейти к давно накопившимся вопросам реформирования системы коллективного управления правами, библиотек общественного достояния и сиротских произведений.

Исходя из экспертной оценки РАЭК, среди законодательных инициатив, предлагавшихся за 11 месяцев 2015 года,   нейтрально или положительно мы оцениваем 38%. Для сравнения: за период 2013-2014 годов, доля таких законопроектов была всего 23%, это при том, что количество инициатив за год слегка выросло.  Таким образом, предсказанная год назад тенденция к отходу от охранительно-запретительного регулирования, начинает проявляться.  Стоит также отметить, что среди отрицательно оцениваемых инициатив достаточно большое (примерно пятая часть) количество заведомо «непроходных» предложений, которые вносились отдельными депутатами для повышения собственной цитируемости в СМИ и создания общественного резонанса. По  оценке РАЭК, доля таких законопроектов также увеличится в 2016 году.

 

Похожие записи